Способы проверки следователем сообщений о преступлениях


Способы проверки сообщения о преступлении


Характеристику средств проверки информации о преступлении можно рассматривать в соответствии с классификацией, предложенной в тезисах и сценарии лекции и опорном конспекте (фрагмент № 6). Не исключается и проведение во время занятия некоторого сравнительно-правового анализа (хотя это потребует дополнительной подготовки со стороны преподавателя и курсантов.

В частности, может быть подготовлен реферат). При этом важно отметить, что в период действия УПК РСФСР о правовых средствах предварительной проверки информации о преступлениях, направлениях их совершенствования в юридической литературе и практическими работниками высказывались различные, порой противоречивые суждения.

6.1. Порядок проверки заявлений и иных сообщений о преступлении

В отличие от УПК РСФСР, УПК РФ не устанавливает способы проверки поступивших заявлений и иных сообщений о преступлениях.

Предлагалось, например, расширить перечень следственных действий, производство которых допускалось бы в целях более полной проверки заявлений и сообщений о преступлениях до принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Между тем вывод о наличии признаков преступления, об их отсутствии, о наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, должен опираться на установленные фактические данные. Само предположение о наличии признаков преступления не может быть сделано произвольно. Оно будет обоснованным и правомерным лишь в том случае, если установлены какие-то фактические обстоятельства, представляющие собой признаки преступления.
А эти обстоятельства можно считать установленными только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на них.

В противном случае невозможно гарантировать обоснованность возбуждения уголовных дел.

Обстоятельства, составляющие основание для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела, устанавливаются, прежде всего, из заявлений и сообщений о преступлении.

Порядок проверки сообщений о преступлении

В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю должен выдаваться документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (таковым документом согласно ведомственным инструкциям является талон-уведомление).

Не допускается возвращение сообщения по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений или приложенных к нему документов (либо отсутствия таковых документов). Единственным основанием для отказа в принятии сообщения является анонимность заявления о преступлении. В соответствии с данным международно-правовым положением в тех случаях, если заявителю будет отказано

Рекомендуем прочесть:  Стоимость горячей воды

Актуальные вопросы проверки сообщения о преступлении

144, 145 УПК РФ проводятся по фактам укусов насекомыми, проезда транспортного средства на запрещающий дорожный знак, о громко играющей музыке, бытовых травмах не криминального характера и т.д.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 8 устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В уголовно-процессуальной науке также нет единой точки зрения на сущность и содержание проводимой по сообщению о преступлении проверки.

А. В. Смирнов и К. Б. Калиновский считают, что проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение.
Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия – собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст.

145 УПК РФ. Авторы

Новый закон о порядке рассмотрения следователем и дознавателем сообщения о преступлении

Analyzed by means of verifying that the investigator and the investigator posts about the crime — manufacture of investigatory and other procedural actions.

As a positive aspect of the new Law States the expansion of the ways to check the message on the crime. Indicate also the drawbacks of the new Law, for example the absence of reference in the new Law of the opportunity to use when checking messages on the crime the conclusion of the expert.Порядок проверки следователем и дознавателем сообщения о преступлении в настоящее время регламентируется новым Федеральным законом РФ от 4 марта 2013 г.

N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который значительно расширил права следователя и дознавателя при проверке заявления потерпевшего о преступлении . Российская газета. 2013. 6 марта.Прежняя редакция ч.

Курс уголовного процесса

1 ст.

144 УПК РФ субъектами проверки сообщения о преступлении являются дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, т.е.

те лица, которые уполномочены возбуждать уголовное дело (отказывать в его возбуждении). Они обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной уголовно-процессуальным законом компетенции принять по нему решение. В силу предусмотренных ч. 1 ст.

Рекомендуем прочесть:  Кроссоверы до 1000000 рублей

39 УПК РФ общих полномочий руководитель следственного органа, кроме того, отвечает за организацию рассмотрения сообщений о преступлениях, поручает проведение проверки конкретному следователю, а при необходимости вправе лично рассмотреть сообщение и иным образом участвовать в его проверке. Доследственная проверка может не потребовать производства каких-либо процессуальных действий, например, когда из заявления о преступлении и прилагаемых к нему материалов явно усматриваются признаки преступления.

Уголовно-процессуальное право

В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности.

Этот порядок распространяется и на сообщения по уголовным делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны их принять, рассмотреть и по результатам рассмотрения передать в суд.

В целях исключения из практики случаев сокрытия преступлений от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решений по поступившим сообщениям о преступлениях введена система регистрации заявлении, сообщений и иной информации о преступлениях. Порядок приема и регистрации правоохранительными органами поступивших сообщений о преступлениях регламентирован ведомственными нормативными правовыми актами, такими как упомянутый выше Административный регламент МВД России 2012 г.; приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г.

Процессуальный порядок проверки сообщений о преступлениях

Действительно, в каждом первичном материале отражены какие-либо сведения о предположительно преступном факте. Поэтому правоприменитель в ходе деятельности по рассмотрению сообщения должен прежде всего изучить и оценить имеющиеся первоначальные данные, проверить на их основе обоснованность утверждений заявителя. Способами такой проверки служат изучение полученного заявления, сообщения о преступлении и прилагаемых материалов, анализ содержащихся в них сведений, сопоставление имеющихся фактических данных между собой и последующая оценка каждого в отдельности и всех в совокупности.

В некоторых случаях проверка может ограничиться только указанными способами, например, когда имеющиеся в первичном материале сведения будут признаны достаточными для вынесения процессуального решения. Если же исходя из этих сведений не представляется возможным разрешить вопрос о наличии или отсутствии достаточных

Предварительная проверка сообщений о преступлении

Целью предварительной проверки является установление достаточности данных, указывающих на признаки преступления (совокупность сведений о следах и причинно-следственных связях между последствиями и деяниями определенного лица, позволяющих охарактеризовать это событие как противоправное и общественно опасное). Установление таких сведений необходимо для принятия законного и обоснованного решения.