Право доступа к произведениям изобразительного искусства


Оглавление:

Статья 17. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования. 1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.


Тем не менее следует учитывать, что если бы оно носило имущественный характер, то было бы упомянуто в п.

2 ст. 16. Поскольку такого упоминания нет, следует исходить из того, что данное право носит личный характер. Его неупоминание в ст. 15 объясняется тем, что оно относится лишь к узкой категории произведений. Таким образом, право доступа принадлежит только автору: оно не переходит не только к правопреемникам, но даже и к наследникам автора.

2. Автор может требовать осуществления этого права не только от собственника оригинала произведения изобразительного искусства, но и от другого лица, владеющего этим оригиналом на основе какого-либо вещного права (государственный музей, арендатор и т.п.). 3. По общему смыслу право доступа относится к копированию «от руки».

Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования

При этом собственник не обязан обеспечивать доставку оригинала произведения автору.

При этом механически — контактные способы копирования исключаются. Право доступа, очевидно, не распространяется на фотографирование и другие подобные способы механического воспроизведения.
Что касается способа воспроизведения, то он не ограничивается указанием на использование каких-либо определенных средств. Право доступа предоставляется авторами произведений изобразительного искусства не просто для создания их копий, а для обеспечения «возможности осуществлять право на воспроизведение» таких произведений, поскольку реализация данного права, а также иных принадлежащих автору прав оказывается невозможной без наличия у автора копии произведения, выраженной в какой-либо необходимой для соответствующего использования форме.

Для авторов произведений архитектуры устанавливается условно приравненное к праву доступа право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведений архитектуры.

При этом, однако, оговаривается, что данное право действует, только если иное не предусмотрено договором.

Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования.

При этом собственник не обязан обеспечивать доставку оригинала произведения автору. Что касается способа воспроизведения, то он не ограничивается указанием на использование каких-либо определенных средств.

Право доступа предоставляется авторами произведений изобразительного искусства не просто для создания их копий, а для обеспечения «возможности осуществлять право на воспроизведение» таких произведений, поскольку реализация данного права, а также иных принадлежащих автору прав оказывается невозможной без наличия у автора копии произведения, выраженной в какой-либо необходимой для соответствующего использования форме.

Право доступа. Право следования

Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Для авторов произведений архитектуры устанавливается условно приравненное к праву доступа право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведений архитектуры. При этом, однако, оговаривается, что данное право действует, только если иное не предусмотрено договором.

Право следования: В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Авторы пользуются правом следования в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право следования и право доступа

Собственник оригинала – это лицо, которое приобрело оригинал произведения, т.е.

вещь материального мира. Например, человек написал картину, а потом эту картину (т.е.

объект материального мира) купил коллекционер, в то время как интеллектуальные права к нему не переходили. Следовательно, коллекционер приобрел картину как предмет по договору купли-продажи и обладает на нее правом собственности.

В данном случае оригинал произведения (картина) находится не у автора, а уже у другого лица – коллекционера.Целесообразность этой конструкции в следующем. У автора может возникнуть необходимость воспроизведения произведения, но оригинал уже будет отчужден другому лицу, значит, физически автор не имеет доступа к нему. Воспроизведение может выражаться, например, в фотографировании произведения или снятии копий с него.

Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования.


При этом собственник не обязан обеспечивать доставку оригинала произведения автору.

Норма статьи 1292 позволяет автору беспрепятственно прийти к собственнику оригинала и произвести необходимые ему действия.Смоделируем ситуацию.
Что касается способа воспроизведения, то он не ограничивается указанием на использование каких-либо определенных средств.

Право доступа предоставляется авторами произведений изобразительного искусства не просто для создания их копий, а для обеспечения «возможности осуществлять право на воспроизведение» таких произведений, поскольку реализация данного права, а также иных принадлежащих автору прав оказывается невозможной без наличия у автора копии произведения, выраженной в какой-либо необходимой для соответствующего использования форме. Для авторов произведений архитектуры устанавливается условно приравненное к праву доступа право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведений архитектуры.

При этом, однако, оговаривается, что данное право действует, только если иное не предусмотрено договором.

Статья 1292. Право доступа

3. Право доступа в соответствии со ст.

1226 ГК РФ относится к иным интеллектуальным правам, что объясняется их ограниченной оборотоспособностью, связанностью с личностью автора. Субъектом права доступа является только автор.

Объектами права доступа являются материальные носители оригиналов произведений, названных в комментируемой статье.

Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.

Понятие «собственник произведения», у которого возникает обязанность не чинить препятствий в реализации права доступа, рассматривается в широком смысле.

К указанной категории относятся также лица, владеющие оригиналом произведения на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), а также на ином основании (материальный носитель передан по договору хранения и т.п.). Однако реализация данного права по отношению к иным титульным владельцам должна осуществляться через собственника оригинала произведения.

Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования

При этом собственник не обязан обеспечивать доставку оригинала произведения автору.

Что касается способа воспроизведения, то он не ограничивается указанием на использование каких-либо определенных средств.

Право доступа предоставляется авторами произведений изобразительного искусства не просто для создания их копий, а для обеспечения «возможности осуществлять право на воспроизведение» таких произведений, поскольку реализация данного права, а также иных принадлежащих автору прав оказывается невозможной без наличия у автора копии произведения, выраженной в какой-либо необходимой для соответствующего использования форме. Для авторов произведений архитектуры устанавливается условно приравненное к праву доступа право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведений архитектуры.

При этом, однако, оговаривается, что данное право действует, только если иное не предусмотрено договором.

Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования

При этом собственник не обязан обеспечивать доставку оригинала произведения автору.

Что касается способа воспроизведения, то он не ограничивается указанием на использование каких-либо определенных средств.

Право доступа предоставляется авторами произведений изобразительного искусства не просто для создания их копий, а для обеспечения «возможности осуществлять право на воспроизведение» таких произведений, поскольку реализация данного права, а также иных принадлежащих автору прав оказывается невозможной без наличия у автора копии произведения, выраженной в какой-либо необходимой для соответствующего использования форме. Для авторов произведений архитектуры устанавливается условно приравненное к праву доступа право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведений архитектуры.