Основные вопросы спора отцы и дети


Оглавление:

«Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети»»


Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев. Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович — аристократ и либерал, стремится доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой общественного развития. Именно здесь рождаются верные пути к прогрессу и идеалу — «английской свободе», коей является конституционная монархия.

Но за словами Кирсанова Базаров видит лишь веру в перемены и пассивную надежду, и потому считает аристократов неспособными к действию.

Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Павел Петрович, не усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру знанием, а надежду — действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов и идеалов. Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и бесполезными: «Вас всего четыре с половиной человека».

«Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»

А вот портрет аристократа Кирсанова: «…вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза». С первой же встречи между ними устанавливается взаимная неприязнь.

Но если Базаров скорее равнодушен к Кирсанову, избегает общения с ним, то

«Павел Петрович всему силами души своей возненавидел его»

. Их разногласия касаются всех сторон жизни. Базаров-реалист, он отрицает искусство, поэзию.

А Павел Петрович — романтик, признающий культ Прекрасного.

И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что

«порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

или что «Рафаэль гроша медного не стоит».

Анализ 10-ой главы романа «Отцы и дети». Что предшествовало спору? О чем был спор?

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития.

Их идеал — «английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни.
Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека».

На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль.

Вопросы и ответы к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Каков основной конфликт в «Отцах и детях»? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий?

Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие?

Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете? Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их? Какова сущность идейных споров между «отцами» и «детьми»?
На чьей стороне Тургенев? Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли?

Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)?

Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»? Докажите, что Базаров — борец и мыслитель.

Идейные споры «отцов» и «детей».

Кто же прав?


Таков портрет Е.В. Базарова. П.П. Кирсанов же —

«человек среднего роста, одетый в темный английский сюит, модный низенький галстук и лаковые полусапожки»

, «на вид ему лет сорок пять», «лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной». Весь его облик

«изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов»

.

Павел Петрович, как раз, лет на двадцать старше Базарова, но даже в большей степени сохраняет в своем облике приметы молодости. Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, чтобы выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду.

Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к легким, неземным материям.

Спор Базарова и Кирсанова в романе И.

С. Тургенева «Отцы и дети»

Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий.

И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.Евгений Базаров оказывается в эпицентре когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась.

Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе.

Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно.

Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И.С.

Тургенева «Отцы и дети»)

Но если Базаров скорее равнодушен к Кирсанову, избегает общения с ним, то «Павел Петрович всему силами души своей возненавидел его». Их разногласия касаются всех сторон жизни.

Базаров-реалист, он отрицает искусство, поэзию. А Павел Петрович — романтик, признающий культ Прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что

«порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

или что «Рафаэль гроша медного не стоит».

Базаров «ко всему относится с критической точки зрения», «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Этот герой – нигилист, он принимает только то, что полезно: «Мне скажут дело — я соглашусь.

Основные линии спора П.

В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают, они только все отвергают. От этого нет никакого проку. Отношение к народу у Евгения Базарова и Павла Петровича тоже абсолютно разное.
П. Кирсанова и Е. Базарова (по роману «Отцы и дети»)

Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат.
Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности.

Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни.

3 линия спора в народе .

«Отцы и дети»

Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения.

Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.
Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности.